ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ГЕОДЕЗИЯ КАРТОГРАФИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

максимум информации для ваших решений

ГЛАВНАЯ КОНТАКТЫ

Эстония хочет перекрыть Финский залив для российских судов

Власти Эстонии рассматривают вариант блокировки Финского залива для движения российских судов. С этой целью правительство страны собирается ввести в заливе «прилежащую зону», что позволит Эстонии «применять свои законы и задерживать нарушителей на более широкой морской территории».

Об этом сообщает Эстонское национальное телерадиовещание (ERR), ссылаясь на главу МИД Урмас Рейнсалу.

«Введение прилежащей зоны позволит проверять соблюдение эстонского законодательства в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря Эстонии», — заявил глава эстонского МИДа.
По мнению Рейнсалу, «это оказало бы положительное влияние на безопасность Эстонии, на защиту окружающей среды, а также археологических и исторических объектов, найденных в море».

Согласно действующим нормам международного морского права территориальными водами считается участок на удалении 12 морских миль от берега (примерно 22 километра). Следующие 12 миль считаются «прилежащей зоной». Именно в этих водах Эстония намерена останавливать российские корабли. Номинально в этих пределах государство все еще может осуществлять ограниченный контроль, что предотвратить нарушение своих таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил. Однако в случае узких проливов (коим и является Финский залив), как правило, стороны договариваются между собой не «вставлять друг другу палки в колеса».

По мнению экспертов, если Эстония действительно доведет данную инициативу до логического конца, это может спровоцировать опаснейший кризис между Россией и западным сообществом. Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море. В настоящее время корабли под флагом РФ, следуя своим курсом, проходят по узкой полосе нейтральных вод, лежащей между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Но эстонская «прилежащая зона» перекроет этот проход — и эстонцы будут требовать, чтобы им позволили досматривать идущие там суда.

«Я думаю, что Россия обеспечит все-таки свободу судоходства между своими территориями. Эстония понимает, что в этом случае она нарушает базовые принципы сосуществования. Поэтому вербальная угроза озвучена. А вот будет она осуществлена в реальности и какие шаги предпринять России — это, на данный момент, вопрос открытый. Движение явно недружественное и, соответственно, противоречащее международному праву. Другое дело, что на это право уже всем все равно. Но надо понимать, что практические последствия этого решения могут обернуться катастрофой. Поэтому будем исходить из того, что Таллин на это не пойдет», — высказал своё мнение доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш в беседе с ФАН.

Еще летом министр обороны Эстонии Ханно Певкур заявил, что Балтийское море станет внутренним морем НАТО, когда к альянсу присоединятся Финляндия и Швеция. А совместная противоракетная оборона позволит странам НАТО при необходимости закрыть Финский залив.

В ответ зампред Совбеза России Дмитрий Медведев пообещал, что Россия начнёт наращивать группировку войск и вооружение на Балтике в случае вступления Финляндии и Швеции в НАТО.